Главная страница

Об агентстве

Работодателям:
подбор специалистов
БД соискателей

Соискателям:
услуги по поиску работы
как написать резюме
вакансии

Учебные заведения:
высшие
средние
начального ПО
курсы

Дополнительные услуги:
профориентация
тестирование
тренинги
услуги психолога
анализ рынка труда
детектор лжи
Фэн-Шуй

Актуальные вопросы выбора профессии и учебного заведения


 




        Главные правила для поступающих

1. Выбирать профессию, а не учебное заведение.
2. При выборе профессии в первую очередь учитывать:
    - интерес к профессии,
    - наклонности обучаемого;
    - востребованность на рынке труда;
    - уровень заработной платы;
    - отсутствие противопоказаний по здоровью.
3. Выбирать учебное заведение с хорошим соотношением "цена/качество" по рассматриваемой профессии.

        Рекомендации по выбору профессии

    На российском рынке труда в настоящее время существует свыше 12000 различных профессий, в Калининградской области их более 2500. Поэтому довольно сложно выбрать одну единственную профессию, удовлетворяющую перечисленным выше требованиям. Здесь мы рекомендуем следующий алгоритм (последовательность действий), который успешно зарекомендовал себя на практике:

    1. Выявление наклонностей обучаемого (проводится либо самостоятельно методом наблюдений, либо на основе профессионального профориентационного тестирования);

    2. Поиск и ознакомление с профессиями в рамках выявленных наклонностей;

    3. Анализ уровня заработных плат выбранных профессий;

    4. Анализ востребованности профессий на рынке труда;

    5. Поиск и выбор учебных заведений, обучающих по данной профессии;

    6. Анализ соотношения "цена/качество" по рассматриваемой профессии и отбраковка неудовлетворительных вариантов
("цена" берется в учебном заведении, а качество обучения определяется на основе отзывов работодателей, сборе информации об учебном заведении и официально признанных его достижений и т.п.).

    Несоблюдение этого алгоритма, как показали результаты многолетних наблюдений, приводит к следующим негативным последствиям:
    - идет отчисление студентов по неуспеваемости (пропадает интерес к данной профессии или они не способны к обучению по своим умственным способностям);
    - бросают учебу из-за плохих перспектив по оплате труда или условиям самой работы по специальности;
    - возникают проблемы с трудоустройством из-за низкого качества обучения, т.к. плохо обученные выпускники никому не нужны, а это проявляется быстро.

Одними из самых востребованных на Калининградском рынке труда являются профессии из группы информационных технологий, как со средним, так и с высшим профессиональным образованием.

Примечание - Поэтому шансы получить хорошую работу с достойной зарплатой при обучении по профессии из группы информационных технологий значительно выше по сравнению с другими.

        Рекомендации по выбору учебного заведения

    В подавляющем большинстве случаев общий подход абитуриентов и их родителей к получению профессионального образования заключался в выборе учебного заведения, где есть хоть какие-то бюджетные места (с точки зрения родителей - бесплатные, значит лучшие) и не так уж важно по какой профессии. Последствиями такого пагубного подхода являются:

    - проблемы с трудоустройством, т.к. полученная профессия либо не нужна на рынке труда, либо не устраивает предлагаемый уровень зарплаты, либо не нравится по сути;
    - упущенное время, деньги и необходимость повторного переобучения.

    Выбор учебного заведения с наилучшим соотношением "цена/качество" очень важен. Цена обучения легко доступна из информации учебных заведений. А вот на качестве обучения следует остановиться особо, т.к. от него будет в значительной степени зависеть трудоустройство на престижную и высокооплачиваемую работу, возможность карьерного роста.

    Следует отметить, что проблемой качества обучения грешат многие учебные заведения. И первыми признаками этого являются:
    - отсутствие требовательности к студентам, когда последние систематически пропускают занятия, а учебное заведение ведет двойной учет успеваемости (один журнал для официального отчета со 100% посещаемостью и хорошей успеваемостью, а другой - преподавателями для учета реальной посещаемости и успеваемости);
    - перевод студента с курса на курс с тремя и более непогашенными задолженностями (лишь бы платил за учебу);
    - получение взяток (подарков) преподавателям за хорошие оценки;
    - систематические опоздания преподавателей на занятия и сокращение реального учебного времени;
    - исключение занятий по некоторым дисциплинам, например - второстепенным с точки зрения учебного заведения.

    Для большинства студентов перечисленные факторы являются очень привлекательными, т.к. значительно упрощают им учебу. Только на рынке труда выпускники с такими "качественными" знаниями никому не нужны, что выявляется уже на испытательном сроке, который является обязательной процедурой приема на работу. О массовости этого явления свидетельствует тот факт, что по уровню производительности труда, который привязан к нашему качеству обучения и от которого напрямую зависит уровень зарплаты, Россия находится на уровне африканских стран.

    Признаками хорошего качества обучения являются:

    - положительные отзывы работодателей о выпускниках за последние несколько лет;
    - достижения учебного заведения на общероссийском уровне;
    - наличие хорошей лабораторной базы особенно для технических специальностей;
    - требовательность учебного заведения к студентам и, в первую очередь, отчисление за неуспеваемость;
    - наличие куратора в каждой учебной группе, который следит за обучением студента и поддерживает оперативную связь с родителями.

    Таким образом, при анализе каждого рассматриваемого учебного заведения следует всеми возможными способами собрать информацию о качестве обучения в нем (опрос знакомых, у которых учились дети, работодателей, где работают выпускники, ведущих кадровых агентств города и т.д.). И если по рассматриваемому учебному заведению будут систематически повторяться хотя бы один негативный признак, то от этого заведения следует отказаться. И наоборот, если будут повторяться признаки хорошего качества, то к такому учебному заведению следует присмотреться. Далее оценив цену обучения, соотносите ее с качеством и выбираете учебное заведение.

        Какой уровень образования выбрать
        (ВПО - высшее или СПО - среднее)?

    Анализ потребностей российского рынка труда в выпускниках с ВПО, СПО и НПО (начальным) профессиональным образованием, а также предложений рынка образования (эти данные характерны и для Калининградской области) показывает, что рынки труда и образования развиваются несогласованно. И этому способствует политика, проводимая в области образования, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Так, при сложившейся на рынке труда реально малой потребности выпускников с высшим образованием число ВУЗов в регионе постоянно увеличивается при одновременном снижении планки качества знаний для поступления. В то же время, при очень большой потребности на рынке труда выпускников ПТУ (уровень НПО) их число уменьшено.

    Кроме того, сложившейся ситуации способствует стереотип родителей, которые не осознают реальных потребностей современного рынка труда и хотят для своих детей только высшего образования. За игнорирование сложившихся условий в первую очередь придется расплачиваться как самим родителям и их детям (упущенное время, потраченное впустую, и деньги), а во вторую очередь - государству (из-за отсутствия на рынке труда нужных специалистов в требуемом количестве). Это полностью подтверждает информация центров занятости (с одной стороны большое количество вакансий на рынке труда, которые некем занять, а с другой стороны огромное число безработных с высшим образованием). И число этих безработных в условиях продолжающегося кризиса будет только увеличиваться.

    Процент отчислений студентов ВУЗов составляет около 60% (для техникума - 40%), а процент получивших работу по профессии из оставшихся не превышает 50%, (для техникумов - 80%). Таким образом, из 10 поступивших в ВУЗы работу по специальности получат не более 2-х человек (для техникумов - более 5). В результате шансы получить хорошую работу по специальности в условиях Калининградского рынка труда у поступающих в техникумы (колледжи), по сравнению с ВУЗами, выше более чем в 2,5 раза.

    Поэтому целесообразно обратить пристальное внимание на получение среднего профессионального образования. Если в дальнейшем возникнет необходимость повышения уровня образования, то это можно сделать путем обучения в ВУЗе, в том числе по сокращенной программе.

        Рекомендации для выпускников 9-х классов

    У выпускников 9-х классов есть два варианта дальнейшего обучения:

    - продолжение обучения в 10-11 классах школы, далее поступать в ВУЗы или техникумы (средние специальные учебные заведения - ССУЗы);
    - получение профессии в техникуме (уровень среднего профессионального образования - СПО) или в ПТУ (уровень начального профессионального образования - НПО).

    Традиционно так сложилось, что абсолютное большинство выбирают 1-й вариант, что в первую очередь, объяснялось очень поздней профессиональной ориентацией (выбором профессии) школьников. Однако ничто не стоит на месте и времена меняются. Опыт развитых западных стран показывает, что выбор профессии в школах начинается в основном с 6-7-х классах и заканчивается к концу 9-х классов. Т.е. в развитых странах школьники к концу 9-х классов уже выбирают будущую профессию.

    Использование опыта развитых стран применительно к России означает следующее:

    - не позднее 9-го класса школьник и его родители должны выбрать профессию и учебное заведение;     - если выбранная профессия дается только в рамках высшего профессионального образования, то необходимо продолжать образование в 10-11 классах школы с усиленной подготовкой по профильным предметам и сдавать по ним ЕГЭ;
    - если выбранная профессия может быть получена поэтапно (на 1-м этапе ССУЗ, а на 2-м - ВУЗ по сокращенной программе), то в подавляющем большинстве случаев целесообразно идти в техникум (колледж). Тем более, что на 1-м курсе техникума за 1 год изучаются все те же предметы, что за 2 года в 10-11 классах школы.

    Такая поэтапная схема получения профессионального образования обладает следующими неоспоримыми достоинствами:

    - студент быстро получает профессию (для большинства технических специальностей в СПО -3г.10 мес., а в ВПО - 2 года школы и 4-5 лет ВУЗа, итого 6-7 лет) и быстрее становится самостоятельным человеком во всех отношениях, чего так не хватает нашей молодежи, привыкшей "висеть на шее родителей";
    - в случае разочарования в выборе профессии можно скорректировать этот выбор на более раннем этапе;
    - при необходимости получения высшего образования на базе СПО это можно сделать по сокращенной программе (3-3,5 года). Опыт наблюдения последних 10 лет показывает, что в этом случае у обучаемого гораздо выше мотивация, реже пропускает занятия, лучше учится, а значит и выше качество знаний и меньше процент отчислений.

    У приведенной поэтапной схемы получения профессионального образования пока не выявлено очевидных недостатков и она эффективно работает, если не позднее 9-го класса школьник и его родители выбрали профессию и учебное заведение.

    Таким образом, если ребенок и его родители в концу 8-9-го класса выбрали профессию и учебное заведение, а эта профессия позволяет поэтапно получить профессиональное образование, то для многих целесообразно после 9-го класса идти в техникумы (колледжи), а потом, при желании, в ВУЗы.


    В качестве примера можно привести аргументацию выбора одного из ведущих учебных заведений г.Калининграда:

    Балтийский Информационный Техникум и его преимущества

    •  Самые востребованные на рынке труда специальности
    •  Трудоустройство по специальности > 95%
    •  Зарплата выпускников от 22000 руб.
    •  Одно из лучших в стране качество обучения (по ИБАС)
    •  Лучшее в Калининграде соотношение цена/качество
    •  Высшее образование по сокращенной программе - 3 г. (КГТУ, БИЭФ, МГУТУ)
    •  Диплом гособразца и отсрочка от призыва в армию (для 9 кл.)









Hosted by uCoz